К вопросу о том, чего птички едят из съедобного.
В чём плюс географии питомника - так это в том, что часть журавлиного рациона растёт буквально под ногами, можно просто взять и собрать. Так я каждое утро по пути из общаги на журавлятник собирал пучок щавеля, мы его мелко крошим и добавляем в мешанку. Другая зелень туда тоже годится, в том числе мокрица и сныть с огорода. В прошлом году я ещё ряску таскал, мы в поилки её добавляли, но сейчас не до ряски, да и вымерзла она сильно за эту нелепую зиму.
А когда свежей зелени нет, мы добавляем сушеную крапиву. Для удобства в порошок её перетираем, когда высыхает. Собирать эту крапиву в саду, а потом растирать между ладонями - занятие в чём-то даже сказочное. Главное, чтобы птицы от этого в людей не превратились, как в сказке. А то людей и так много, а основных наших птичек - не больше четырех тысяч суммарно, не говоря уж о японских - тех вообще три с половиной тысячи. Но всё это в перчатках делается, так что магия сработать не должна, да и руки не пострадают. Первую порцию крапивы я заготовил ещё в июне. Вторая немного не успела досохнуть, осталась досыхать на чердаке.
А ещё журавлям ягоды дают, дикие и садовые. Разумеется, не все птички не все ягоды едят. Они, конечно, всеядные - но в том смысле, что употребляют и растительную, и животную пищу. Но в вопросе, какую пищу таки употребить, какую проигнорировать, а какую на всякий случай выкинуть из кормушки - очень разборчивы и консервативны. Но вот лесную землянику они прямо хорошо едят. И, если прошлым летом в сухом лесу только отдельные какие-то ягодки можно было найти, то в этом году просто по пути на очередное кормление набиралась горсть, а если подольше в лесу походить, то уже приличные какие-то количества. И, пока земляника не сошла, десерт я птичкам носил.
Есть там ещё такая вещь, как полевая клубника. Это как садовая, но мельче, зато слаще и ароматнее. По-моему, это зло - если пришел на луг и начал её есть, остановиться очень трудно. Прекратить собирать всё-таки проще - через пару часов в ведёрке кончается место. Но вот журавли её менее охотно едят. Самое странное, что вообще не стали пробовать японцы, Шило с Иваки, хотя оба ужасно прожорливы. Зато Иваки, как и ожидалось, ест чёрную смородину. Может, и птенцов научит.
У остальных со смородиной из специального журавлиного сада в основном так - кто с детства привык, тот и ест. Остальным тоже предлагаем, вдруг кто-то когда-то распробует наконец.