Страж бардака
Это я снова про них. То есть про декабристов.
Господа, а не припомните ли, что вам про них рассказывали в школе на уроках истории? Насколько подробно? И с какой оценочно-эмоциональной составляющей? И в какие годы это было? (Особенно интересно, как это было после меня).
У меня (в биоклассе гимназии с хорошей гуманитарной базой) проходили их сравнительно подробно, времени уделили меньше, чем царствованиям Александра I и Николая I, но прилично - урока полтора точно, плюс домашние задания. Северянам внимания, конечно, уделили больше. Из южан - говорили про Пестеля с Русской Правдой, ну и про восстание Черниговского полка - на уровне "где и когда оно было".
О причинах и предпосылках впервые упомянули где-то на уровне отмены телесных наказаний для дворянства, ещё раз - в конце царствования Екатерины II, когда дошли до Александра I - говорили много. В общем, не было ощущения, что "и тут внезапно возникли декабристы".
Отношение к ним у учителей было сдержанно-положительное.
По литературе - где-то в начале средней школы (ещё до гимназии) - точно в учебнике было что-то из стихов Рылеева. В связи с Пушкиным декабристов тоже, конечно, упоминали. Ну а в гимназии - там очень специфично всё было, дольше, чем первую половину 19 века, мы проходили только вторую его половину - так что и декабристам-литераторам сколько-то места тоже нашлось.
Примерно так это было у меня, годы обучения 1993-2005. А у вас как?
Господа, а не припомните ли, что вам про них рассказывали в школе на уроках истории? Насколько подробно? И с какой оценочно-эмоциональной составляющей? И в какие годы это было? (Особенно интересно, как это было после меня).
У меня (в биоклассе гимназии с хорошей гуманитарной базой) проходили их сравнительно подробно, времени уделили меньше, чем царствованиям Александра I и Николая I, но прилично - урока полтора точно, плюс домашние задания. Северянам внимания, конечно, уделили больше. Из южан - говорили про Пестеля с Русской Правдой, ну и про восстание Черниговского полка - на уровне "где и когда оно было".
О причинах и предпосылках впервые упомянули где-то на уровне отмены телесных наказаний для дворянства, ещё раз - в конце царствования Екатерины II, когда дошли до Александра I - говорили много. В общем, не было ощущения, что "и тут внезапно возникли декабристы".
Отношение к ним у учителей было сдержанно-положительное.
По литературе - где-то в начале средней школы (ещё до гимназии) - точно в учебнике было что-то из стихов Рылеева. В связи с Пушкиным декабристов тоже, конечно, упоминали. Ну а в гимназии - там очень специфично всё было, дольше, чем первую половину 19 века, мы проходили только вторую его половину - так что и декабристам-литераторам сколько-то места тоже нашлось.
Примерно так это было у меня, годы обучения 1993-2005. А у вас как?
Годы обучения — 1998-2008, школа с углублённым изучением английского языка, в 10-11 — лингвистический класс.
Но надо сказать, что я никогда не любила историю, и декабристы у меня ассоциируются, наверное, даже больше с уроками литературы.
По итогам — честно не помню, что и как давали, но запомнила общее положительное отношение. Ну, и то, что они были вроде как против существующего строя, но очень так сдержанно и интеллигентно против, без больших хыдыщей. Вот только 14 декабря 1814 (кажется) вышли-таки на площадь, тоже вполне мирно, и за это их на всякий случай сослали.
Помню, что там был некто Чаадаев, который писал длинные проникнутые пафосом телеги, которому посвящал стихи Пушкин и отсылки к которому есть в образе Чацкого (первоначально, кстати, Чадского).
Помню, что Пушкин их идейно поддерживал.
Помню, что Война и Мир изначально задумывалась как роман о декабристе, который в 1856 возвращается из ссылки и видит Россию изменившейся. А потом автор упоролся, закопался в историю вопроса и вместо пятьдесят шестого года зачем-то написал про пятый и двенадцатый
Помню, что разбирали мы декабристов довольно подробно, расписывали предпосылки, сравнивали программы Северного и Южного обществ, готовили доклады по биографиям. Эмоциональная окраска темы была очень нейтральной - но это было вообще свойственно нашему преподавателю, она всегда нам давала анализ плюсов и минусов любого события.
Вот в литературе я их помню меньше - разве что по "Русским женщинам" Некрасова, но мне офигенно повезло с учителем истории и ровно наоборот с учителями литературы.
Shai Lerindo, а, точно, "Русские женщины" же ещё, забыл с недосыпу. У меня они, конечно, тоже были - то есть только половина, вторую сам нашел. А вот докладов по биографиям декабристов всё-таки не было.
На литературе поэтов-декабристов проходили мало либо я это вообще не запомнил, потому что учительницу литературы не любил.
Пара уроков и дз, разбирали, кажется, в одном блоке со всеми прочими ранними обществами, что и понятно. Говорили про цели, задачи, програмные документы, почти не говорили про личности. Подробный разбор событий 14го и пара слов про Черниговцев. Из оценочного помню только, что преподавателю очень не нравилось слово восстание применительно к Сенатской, и он настаивал на "выступлении".
1й случай - советская классика. Прогрессивные борцы и большие молодцы. Было скучно, знал на тот момент про них в разы больше, фамилий мог перечислить вдвое по сравнению с учебником.
2й случай - конструктивно-логический: почему декабристов можно считать наследием эпохи Дворцовых переворотов, какие объективные причины привели к выступлению дворян против императора, а некоторых и императорской власти, какие субъективные причины привели к тому же. В чём особенности в сравнении с Дворцовыми переворотами, особенно аннинским, елизаветинским и екатерининским, каковы причины окончания мятежа неудачей, куаковы последствия для государственной политики и самих фигурантов. В перерыве была пояснена советская шутка на тему того, почему восстание декабристов было ночьью. Вот всё.
Ну, как. Отвечает школьник на экзамене билет по декабристам. Отвечает, что хзарактерно для анекдота про экзамен, отвратительно. Экзаменатор тщится его вытянуть, задаёт вопрос:
- А когда оно было-то, восстание декабристов?
- Ночью.
- ???
- Ну, они же РАЗБУДИЛИ Герцена.
Мне такое в голову не приходило, потому что по "Евгению Онегину" ещё помню, что суточные ритмы и тогда бывали ну очень разными.
Фигурант анекдота, полагаю, и Онегина не читал, а слушал вполуха.
(я понимаю, что мой пост с „был там некто Чаадаев” и неверной датой очень странно смотрится в дневнике человека, который прицельно курит эпоху, но вот так.)
Зимнего). В целом - по истории - нейтрально-обыкновенно-"по-советски", урока на два. С литературой было веселее - моя учительница разрешила мне в качестве сочинения по "Войне и миру" написать, как это нынче называют, фанфикОсуществили замысел Толстого до конца))
А, ну, да) Хотя вернулся бы он разве что авторским произволом, откровено говоря.
вот чего никогда не любил (а порой и вовсе на дух не выношу), так это попытку поставить все с ног на голову. но у меня тут детская травма, я как раз учился на эпохе перемен, когда сегодня они прогрессивные и молодцы, а завтра уже монстры и царябатюшку хотели порешить. Мое мнение не поменялось с 4 класса, оно только сформировалось:-)
Отношение нашего историка к декабристам и вообще ко всем революционерам все-таки отлично характеризует то, что он сказал про XX век - "Революция - это ролевые игры по Карлу Марксу".
Ыыы))
На истории было точно - распечатка с цитатами из действующих лиц (хочу найти и пересмотреть), д/з - на основе цитат из источников - сопоставление "Русской правды" и "Конституции" Никиты Муравьева, вообще логика происходящего была изложена вполне ясно, последовательно и (вот здесь я начинаю еще более восхищаться нашим историком) - безоценочно (равно как и весь материал, который он нам давал). Про Черниговское восстание в упор ничего не помню, но и наш историк и я в процессе обучения еще в большей мере очень мало фокусировались на конкретных фактах/датах/именах, а скорее все было смещено в сторону общих закономерностей. Помню, что писал домашнюю к/р (эссе с использованием имеющихся в распоряжении школьника средств) по теме "Революционное движение в Российской Империи в 19 веке" :-).
На литературе были, естественно, все положенные контексты и параллели, уже перечисленные выше. Долго думал, что Пьер Безухов - потенциальный декабрист, да. Потом озадачился слегка. Еще был Лотман "Декабрист
сферический в вакуумев повседневной жизни" или как оно там - вот сейчас вспоминаю какие-то моменты оттуда и думаю - э... а как оно с реальностью соотносится?Кстати, наша дама-литератор очень с уважением к ним относилась и основной интерес к теме - от нее. Она упоминала еще какую-то даму из театра Камбуровой, у которой есть моноспектакль по 14 декабря. В упор не помню, что за дама, но мне было бы крайне интересно это посмотреть (в школе так и не сложилось - сложилось только со спектаклем все той же дамы по "Евгению Онегину", это было очень интересно.)
Вот как-то так. :-)